Суд Евросоюза в Люксембурге согласился с законностью регистрации товарного знака «Кубик Рубика». В ходе заседания суд установил, что графическое исполнение формы игрушки на товарном знаке не включает элемент вращения, который является техническим решением и потому не может быть использован при регистрации бренда.
Компания из Великобритании «Seven Towns» является владельцем интеллектуальных прав на игрушку «Кубик Рубика». Форма этой головоломки была зарегистрирована в 1999 году как трехмерный товарный знак ЕС в разряде трехмерных головоломок в OHIM (ведомстве Евросоюза по товарным знакам).
Компания из Германии «Simba Toys», занимающаяся изготовлением игрушек, в 2006 г. направила в OHIM заявление, потребовав лишить бренд правовой охраны, поскольку, по мнению немецкой фирмы, в товарный знак «Кубик Рубика» входит техническое решение, в частности, элемент вращения. «Simba Toys» считает, что данное техническое решение должно находиться под правовой охраной патента, а не товарного знака.
OHIM не принял претензию к рассмотрению, поэтому «Simba Toys» направила заявление в суд ЕС, где потребовала отменить регистрацию спорного товарного знака. Суд, рассмотрев дело, тоже отклонил требования немецкой компании.
Как указано в решении суда, товарный знак представляет собой собственно куб, каждая сторона которого имеет структуру в форме решётки. Вращение элементов «Кубика Рубика» по горизонтали и вертикали происходит посредством механизма внутри куба, который не указан на графической схеме, в то время как структура, линии и ячейки игрушки не являются частью системы, отвечающей за вращение. Поэтому суд посчитал, что форма «Кубика Рубика», зарегистрированная в качестве товарного знака ЕС, не может быть лишена правовой охраны на том основании, что в неё якобы входит техническая функция.
Суд, тем не менее, указал, что владелец товарный знак не может запретить реализацию любых трехмерных головоломок, включающих вращающийся элемент, третьим лицам. В судебном решении сказано, что исключительное право «Seven Towns» на рынке распространяется только на трехмерные головоломки в форме куба со структурой в виде решётки на его сторонах.
Также суд, сравнив товарный знак с изображениями на других представленных на рынке трехмерных головоломках, пришёл к выводу, что они имеют существенные различия. Таким образом, заключил суд, спорный товарный знак имеет характерное графическое исполнение, позволяющее потребителям однозначно дифференцировать производителя.