Количество товарных знаков, охраняемых на территории нашей страны, превышает довольно значительную цифру – более 300 тысяч. Все ли знаки, зарегистрированные в то или иное время, остаются нужными своим владельцам? Конечно, нет. Довольно часто такие средства индивидуализации регистрируются, но по определенным причинам не используются. Или, иная ситуация – знак используется, но другой компании он, например, интересен намного больше, или является препятствием в регистрации своего собственного бренда. В данном случае одна из компаний может продать товарный знак, а другая, соответственно, его купить.
Как же оформить такую сделку? Для подобных сделок гражданское законодательство предусматривает возможность заключения договора уступки товарного знака (или договора отчуждения исключительных прав). Специфика договора уступки состоит в том, что заключая его одна сторона (правообладатель) полностью передает (отчуждает) свое исключительное право другой стороне (приобретателю). Имейте в виду, что исключительное право по такому договору передается в полном объеме. Более того, если в тексте договора уступки не упоминается о передаче прав в полном объеме, то договор уже теряет статус договора уступки товарного знака и признается лицензионным.
Что интересно, договор уступки может быть заключен как в отношении всех товаров и услуг, для которых товарный знак зарегистрирован, так и для их части. Следовательно, при уступке товарного знака для части товаров и услуг к новому правообладателю перейдут только права и обязанности, в пределах приобретаемой части товаров/услуг.
На этапе заключения договора уступки необходимо владеть информацией и о тех случаях, когда в регистрации такого договора с большой долей вероятности будет отказано. Например, в ситуации, когда при частичной уступке знака новому и старому владельцу будет принадлежать право на однородные товары и услуги. Или, если товарный знак содержит часть фирменного наименования прежнего правообладателя, а право на фирменное наименование, в свою очередь, остается у прежнего владельца и т.п.
Как видно, знание и понимание всех нюансов заключения договора уступки, способно значительно упростить и облегчить как «продажу», так и «покупку» такого средства индивидуализации, как товарный знак. Кроме того, правильно составленный договор сократит время и средства, затраченные на его регистрацию.