Всемирно известный производитель автомобилей концерн BMW, обвинил китайскую компанию WENZHOU Baoma Electric Co. в незаконной регистрации товарного знака № 1982802. Предлогом стало совпадение зарегистрированного знака с торговой маркой, уже используемой BMW на китайском рынке. Суд первой инстанции отклонил иск на том основании, что торговая марка, принадлежащая BMW, зарегистрирована по классу 12 для транспортных средств, а WENZHOU пытается зарегистрировать свой товарный знак по классу 9, то есть «выключатели и розетки». Суд постановил, что, товары этих классов явно отличаются друг от друга, имеют разных потребителей и каналы сбыта. Следовательно, как считает суд, путаницы не произойдет. Это решение основывалось на постановлении Судебного совета (TRAB) в рамках Государственной администрации промышленности и торговли (SAIC), которое и зарегистрировало спорный торговый знак.
Вопрос, действительно, весьма неоднозначный. Дело в том, что торговая марка, принадлежащая BMW, состоит из двух весьма распространенных китайских иероглифов. И с них же начинается наименование торгового знака WENZHOU, на нем добавлено еще два иероглифа. Формально, разумеется, BMW не может зарегистрировать просто два иероглифа как торговую марку, ведь тогда можно будет любое слово с ними считать нарушением прав. Тем не менее, юристы BMW не примирились с решением суда и продолжают бороться, подав апелляцию в суд высшей инстанции в Пекине. Хотя высокая репутация BMW известна во всем мире, китайские производители также сдаваться не собираются.
BMW впервые обращается с таким иском в китайское патентное ведомство, но многие другие известные мировые бренды серьезно страдают от огромного числа подделок их продукции, прикрытых торговыми марками, имитирующими оригинал, но с небольшим отличием, которое в глаза не бросается. Раньше это относилось, в основном, к продукции легкой промышленности, игрушкам и оптическим дискам. Однако уровень производства вырос, и теперь китайские предприниматели обратились к копированию известных брендов из сферы электроники, автоматики и компьютерной техники. Надо отдать им должное, мгновенная реакция на нужды рынка часто приводит к успеху.
Окончательное решение по этому делу еще не принято. Вполне вероятно, что китайский рынок станет для BMW маркетинговым полем, где она потерпит поражение.