Что такое товарный знак компании? Это символ фирмы, в идеале – то, что делает ее узнаваемой и однозначно отличает от других. В определенном смысле он может считаться изобретением, поскольку это нечто уникальное, созданное определенным автором или группой таковых. И точно так же, как получение патента на изобретение, необходима официальная регистрация товарного знака. После того как придуманный вашей командой знак будет проверен на уникальность, его внесут в государственный реестр товарных знаков, и без вашего разрешения никто не сможет его использовать. Он станет вашей собственностью, которой можно распоряжаться по собственному усмотрению.
Если не озаботиться своевременной регистрацией, то для вашей компании не будет действовать правовая охрана товарного знака. То есть, государство никоим образом не будет препятствовать другим лицам и организациям использовать этот знак или регистрировать его как свой собственный. В крайнем случае, если удастся доказать, что вы использовали определенный товарный знак раньше, чем его перехватили конкуренты, можно рассчитывать на некоторую компенсацию, но не более того. Либо же данный товарный знак просто запретят использовать кому бы то ни было. И придется начинать с начала долгий путь по созданию и раскрутке товарного знака.
Товарный знак является интеллектуальной собственностью тех, кто его создал, а передача прав на интеллектуальную собственность регулируется особым образом. Соответственно и использование торгового знака возможно только при соблюдении ряда условий. Если вы придумали концепцию торгового знака, оформили ее графически, проверили на совпадения и прошли официальную регистрацию, то вы можете неограниченно пользоваться этим товарным знаком. Его можно размещать на изготавливаемой продукции, задействовать в рекламных роликах и подарочных акциях.
Однако право использования товарного знака может быть не только у его создателя. Вполне можно договориться о пользовании чужим торговым знаком – это зачастую облегчает продвижение своего товара и поиск клиентов. Конечно, с прямыми конкурентами договор на использование товарного знака заключать никто не будет. А вот производители товаров, сопутствующих друг другу, часто способны договориться между собой. Также товарный знак может передаваться дочерним компаниям на время или навсегда.