Время уральского изобретателя

На Урале есть настоящие изобретатели, важно защитить их изобретения и выгодно внедрить в производство.

В центре Екатеринбурга, на улице Вайнера, рядом с площадью 1905 года стоит памятник, значение которого несколько потерялось в городской суматохе, реве автомобильных моторов, стуке трамвайных колес и рекламных аудиообъявлений. Между тем, этот объект малой архитектуры являет собой не просто украшение «Уральского Арбата», но и напоминает современникам о величии уральского гения, пытливого изобретательского ума. Речь идет о медной скульптуре, изображающей уральского изобретателя Ефима Артамонова верхом на собственном изобретении — велосипеде.

По легенде, именно уралец изобрёл первый двухколёсный велосипед. В 1801 году он совершил путешествие из Верхотурья через Санкт-Петербург в Москву на коронацию Александра 1. Якобы сегодня этот велосипед хранится в одном из музеев Нижнего Тагила.

Кто ты, Артамонов наших дней?

Прошло уже более двухсот лет, но уральский изобретатель сохранился не только в медном памятнике, но и в жизни. К сожалению, мы мало что слышим про него или не придаем значение, следуя стереотипу «на Западе лучше, а мы все равно уже давно отстали». Это не так. Не хотелось бы, чтобы мы вспомнили о нем через много сотен лет в качестве легенды, а плоды его трудов пожинал кто-нибудь другой. Как, например, в советское время японские компании покупали наш журнал «Наука и жизнь», брали оттуда информацию об изобретениях и беспрепятственно внедряли их у себя, не платя советскому изобретателю ни копейки и ни иены. Потому что не было системы патентования изобретений.

А потому сегодня нашего уральского, и шире — российского, изобретателя нужно холить и лелеять. Именно этим и занимается уникальная в своем роде Русская изобретательная компания.

Свою деятельность она начала в Екатеринбурге с 2006 года. Ее задача — поиск технологий и изобретений, их коммерциализация и патентование, исследования инновационных проектов и разработок. Компании удалось собрать широкую базу изобретений: более 300 изобретений, из которых порядка 80 отобраны как перспективные. Из них с десятью компания активно работает.

О современном уральском изобретателе рассказывает генеральный директор Русской изобретательной компании Сергей Гунствин:
— Частные изобретатели — это, как правило, люди в возрасте от 45 лет. Приходится признать: уходит целое поколение, которое могло что-то придумывать или изобретать. Изобретения, которые нам приносят, довольно разнообразны. Бывают самые простые, нацеленные на улучшение уже существующих технологий. Их приносит, как правило, человек с производства, который умеет думать головой и предлагает улучшение технологий обработки, способы повышения эффективности конкретного станка. Попадаются люди, которые раньше работали в НИИ, но либо вышли на пенсию, либо отошли от дел по состоянию здоровья. У них разработки довольно масштабные — и новые источники энергии, и технологии переработки ядерных отходов или промышленного мусора. Но при этом уровень уральских изобретений очень высок. Об этом свидетельствует 36-я международная выставка в Женеве в апреле 2008 года: наша компания туда вывезла шесть частных изобретений, из которых пять получили международное признание и были отмечены медалями. Изобретатели-одиночки приходят к нам, поскольку у них, как правило, нет ни академической базы, чтобы описать свое изобретение, ни понимания того, как его внедрить и подать предприятиям. Когда мы только заявили о существовании нашей компании, изобретатели восприняли это как некую панацею и шли потоком. Но их проекты не были проработаны даже до стадии старт-апа, про готовый венчурный проект и говорить не приходилось. Пока не появились мы, людям, имеющим изобретения на такой стадии, было просто некуда обратиться.

Снова проблема Левши

Беда многих изобретателей в том, что они по-прежнему слабо адаптированы к рыночной экономике. То есть изобрести могут, а запатентовать и продать, нет. Да и государство до сих пор не создало приемлемых условий для работы инноваторов. Рассуждает Сергей Байгулов, советник по правовым вопросам Русской изобретательной компании:
— В России существует много изобретений частных лиц, которые не могут найти общий язык с финансовыми структурами из-за отсутствия соответствующего финансового образования. Все это усиливается тем, что в России мало специалистов по инновационному менеджменту. А те, кто обучаются на соответствующих кафедрах в вузах, не могут пока на практике испытать свои знания. Так как предприятий, где бы развивались настоящие инновации, мало. Опыт организации бизнеса, построения бизнес-процессов не транслируется в вузах ни для молодых инновационных менеджеров, ни для изобретателей.

Правительство при разработке проектов по инновационному развитию, естественно, заинтересовано в осуществлении крупных проектов, таких, как «Урал промышленный — Урал полярный» или нанотехнологии. Хотя мировая практика показывает, что большинство предприятий, донесших инновационные разработки до потребителя и превратившихся в мощные финансовые структуры, были малым бизнесом. В мире 80% всех изобретений внедряют малые предприятия, а остальное — государство и большие корпорации. Поэтому частному изобретателю нужно уделить особое внимание. Как это сделать?

Бизнес — это игра

Ответ дал проект «Бизнес-игра «Время инноваций». Его инициаторами стала тренинговая компания «Время» и Русская изобретательная компания. Задача — подготовка менеджеров, способных внедрить в производство разработки частных изобретателей. Их предоставит Русская изобретательная компания. Итогом игры станет возникновение на Урале, а, возможно, и за его пределами нескольких инновационных предприятий.

Рассказывает Антонина Шульженко, директор компании «Время»:
— После отборочного тура участники будут проходить трехмесячное обучение. Само по себе оно уже инновационно, поскольку предполагает не просто получение знаний на лекциях, а тренинги на командообразование, взращивание лидерских качеств, умение достигать результаты. И уже далее участники смогут получить доступ к инновационным разработкам и начать строить бизнес. В течение всего процесса их будут сопровождать юридические и финансовые консультанты, а организаторы будут оказывать всяческую поддержку. Не каждый сможет выдержать условия внедрения новых разработок. Ведь участникам игры придется освоить профессию инновационного менеджера, научиться составлять бизнес-планы, привлекать инвесторов, реализовывать продукцию и выстраивать систему сервиса и гарантий для потребителей продукции. И все это нужно будет сделать за 1-1,5 года. Поэтому все кандидаты проходят жесткий отбор. Зато в итоге счастливчиков ждет доля в совершенно новом бизнесе. Более того, они становятся монополистами, поскольку аналогов инновационной продукции на рынке не будет.

Чтобы в команду не попали «слабаки» и люди, не уверенные в себе, разработчики игры выдвинули ряд жестких требований: возраст от 25 лет, образование не ниже среднего и положительные заключения психологов после прохождения специальных тестов.

Эксперимент, который затеяли бизнесмены и изобретатели Екатеринбурга, хотя и не прост, но уникален и перспективен. По крайней мере, игра «Время инноваций» заслуживает всяческих похвал. Поскольку заниматься в наше время внедрением технологий — неблагодарное и рискованное дело. Но кто-то это должен делать. В декабре 2008 года организаторы игры отобрали уже более десятка кандидатов для запуска игры. В 2009 году продолжится отбор участников. И есть все надежды, что времена Артамоновых вернутся на Урал.

Журнал «Столица Урала», зима, 2008.
http://capital.ekburg.ru/854_0_0_0/


Загляните в офис фирмы PATENTUS: см. на youtube.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 коммент. про “Время уральского изобретателя

  1. Всего этого абсолютно не достаточно, ибо частные инвесторы заинтересованы только в старом, надёжном. Их принцип: купил, продал. Нужны инновационные средства на соответствующих головных предприятиях, причём если эти средства на новое не используются, то они в конце года возвращаются государству или инвесторам. Нужно также отладить принципы взаимодействия с изобретателями и учёными: сейчас их повсеместно пытаются обворовать и они потому прячут свои разработки, как и я. Все эти крупные стратегические государственные недостатки ведут в тупик.