Роспатент аннулировал регистрацию символики со словом «Грушинский»
Роспатент по заявлению Клуба им. В. Грушина аннулировал последний зарегистрированный товарный знак с символикой Грушинского фестиваля. Руководство клуба считает, что теперь у него есть единоличное право проводить фестиваль под брэндом «Грушинский» и настаивают, что НПФ «Мета», арендующая землю на Мастрюковских озерах, больше не имеет право на название. Юристы говорят, что любой желающий может использовать имя Валерия Грушина в названии фестиваля.
Клубу им. В. Грушина удалось оспорить регистрацию фондом «Всероссийский фестиваль имени Валерия Грушина» товарного знака с символикой Грушинского фестиваля, которая использовалась при его проведении. Роспатент аннулировал товарный знак (в распоряжении „Ъ“ есть копия решения Роспатента). Знак представлял собой композицию короба плывущей шестиструнной гитары, расположенной под стилизованными изображениями паруса, на полотнище которого находится надпись «имени Валерия Грушина». По кругу всей композиции расположена надпись «фестиваль авторской песни».
Напомним, Фонд был создан в 1997 году Клубом им. В. Грушина, племянником Валерия Грушина Михаилом и его сестрой Натальей. В 1998 году, по словам президента Клуба им. В. Грушина Бориса Кейльмана, Михаил Грушин зарегистрировал в федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) три торговых марки без согласование с Клубом, как соучредителем. В 2006 году, когда право аренды земли на Мастрюковских озерах, где ежегодно проводится Грушинский фестиваль, выиграла компания НПФ «Мета», Михаил Грушин заключил с ней договор на использование товарных знаков. «Владея торговыми знаками, НПФ «Мета» и Михаил Грушин пытались доказать свои исключительные права на проведение Грушинского фестиваля», — отметил Борис Кейльман.
В 2006 году Клуб им. Валерия Грушина обратился в Роспатент с просьбой отменить регистрацию товарных знаков на том основании, что они ни разу не использовались. На этом основании Роспатент аннулировал два знака. Факт неиспользования третьего знака тогда не был доказан, поскольку он был задействован для организации фестиваля и отражался на аудио- и видеозаписях. Затем в ходе разбирательств было выявлено, что у третьего товарного знака есть автор — Павел Лысенков, который в устной форме передавал право пользования им Клубу им. Валерия Грушина еще в 70-х годах, рассказал юрист клуба Роман Силантьев. На этом основании Роспатент отменил регистрацию знака фондом. В свою очередь Клуб им. В. Грушина, как рассказал Борис Кейльман, создал два своих знака символики Грушинского фестиваля, на регистрацию которых клуб год назад подал заявление о регистрации в Роспатент. Что представляют собой знаки, представители клуба не рассказали. Пока знаки не зарегистрированы.
Ъ Фестиваль авторской песни им. В. Грушина проводится каждые первые выходные июля с 1968 года. (с перерывом в 1980—1985 годы). Рекорд посещаемости — 150 000 человек. Назван в честь барда Валерия Грушина, погибшего при спасении детей на реке Уде в 1967 году. Оборот фестиваля не раскрывается.
Отметим, что из-за конфликта между Клубом Грушина и Фондом в 2007—2008 годах прошло два одноименных фестиваля на Мастрюковских озерах (организатором выступала НПФ «Мета») и на Федоровских Лугах (организатор — Клуб им. В. Грушина). В клубе надеются, что решение Роспатента поставит точку в конфликте. «Отныне все авторские права на проведение Грушинского фестиваля принадлежат Клубу, — заявил на вчерашней пресс-конференции Борис Кейльман. — Мы надеемся, что в следующем году будет только один Грушинский фестиваль — на Федоровских Лугах. «Мета» может проводить любой фестиваль, главное — у них нет права использовать брэнд «Грушинский».
Учредители фестиваля на Мастрюковских озерах так не считают. «Теперь товарный знак не охраняется, значит, его может использовать кто угодно, — говорит директор творческого объединения «Самарские барды» Петр Старцев. — Кроме того, по закону об авторском праве при создании именного названия, как например «фестиваль им. В. Грушина», нужно спрашивать разрешение у носителя фамилии, а именно у Михаила Грушина, племянника Валерия. Он такого разрешения Клубу им. В. Грушина не давал». По словам Петра Старцева, сам клуб не имеет права называться именем В.Грушина без согласования с Михаилом Грушиным. Дозвониться до Михаила Грушина вчера не удалось, его телефон не отвечал. По информации Петра Старцева, фонд «Всероссийский фестиваль имени Валерия Грушина» не намерен обжаловать решение Роспатента в суде. «Фонд зарегистрирует, скорее всего, новые знаки», — отметил господин Старцев. По его словам, в 2009 году на Мастрюковских озерах снова пройдет фестиваль им. В. Грушина.
Руководитель арбитражной практики «Вегас-Лекс» Андрей Корельский считает, что у фонда есть все основания обжаловать решение Роспатента в суде, поскольку знак был передан клубу в устной форме, а это не документ. Юрист московской фирмы «Частное право» Ольга Петриченко говорит, что авторское право имя не охраняет, «под охраной только имя конкретного произведения». «По гражданскому кодексу согласие носителя фамилии требуется, только если она используется в названии юридического лица или в товарном знаке. Фестиваль же не представляет собой ни юридическое лицо, ни товарный знак. По сути, любой может использовать имя Грушина в названии фестиваля».
Ольга Варламова
http://www.kommersant.ru/region/samara/page.htm?year=2008&issue=199&id=281884§ion=7266