Особенности регистрации объемных товарных знаков

Особенности регистрации объемных товарных знаков

Товарные знаки

Что такое объемный товарный знак?


Объемный товарный знак, как и любой другой товарный знак – это (с формальной точки зрения) «обозначение», которое служит для индивидуализации (выделения, различения) на рынке товаров одного производителя от товаров всех остальных производителей.

Самые популярные категории товарных знаков – это словесные (которые состоят только из слов или словосочетаний, букв, цифр или самых стандартных, общепринятых символов), изобразительные (состоящие из картинки или комбинации различных изображений) и комбинированные (включают в себя как слово (как правило, в оригинальном цвете и графике), так и картинку).

Однако объемные торговые марки также имеют место быть. Как следует из самого названия, они представляют собой внешний вид объемного товара, трехмерную форму, которая является настолько запоминающейся и необычной, что способна создать в сознании созерцающего ее потребителя ассоциации с конкретным производителем такого товара. Например, это может быть оригинальная форма бутылки для алкогольных напитков, внешний вид флакона духов или любые другие случаи, когда визуальное оформление товара, оригинальное «со всех сторон», значительно повышает его привлекательность для покупателей.

Можно ли регистрировать объемные товарные знаки?


Да, объемные знаки, как и все остальные товарные знаки в Российской Федерации, регистрировать не только можно, но и крайне желательно. Для этого подается заявка в российское ведомство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Вы можете подать заявку как сами, так и через патентных поверенных, дополнительно оплатив их услуги (помимо официальных патентных пошлин за регистрацию). Заявка на товарный знак обладает множеством особенностей, поэтому мы рекомендуем обращаться к специалистам – в патентное бюро. Например, в нашу компанию, которая с 2006 года оказывает эти услуги.

Зачем нужен объемный товарный знак?


Успешная регистрация знака на Ваше имя позволит Вам, во-первых, гораздо эффективнее защищать себя от недобросовестной конкуренции. В соответствии с российским законодательством, никто не вправе использовать товарный знак другого лица или обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком другого лица, для однородных товаров и услуг без согласия такого лица.

Следовательно, получив свидетельство на объемный товарный знак, Вы сможете пресекать любое использование кем-бы то ни было такой же или сходной упаковки или формы для товарных позиций, однородных тем, для которых зарегистрировано Ваше обозначение. Выявление нарушения и последующее направление претензии и, при необходимости, судебного иска, может позволить Вам взыскать компенсацию вплоть до нескольких миллионов рублей.

Из этого вытекает еще одна веская причина для регистрации знака: Вы сможете быть уверены, что не нарушаете права третьих лиц. Получив Вашу заявку на товарный знак, российское ведомство (Роспатент) проверит, нет ли у кого-либо более ранних тождественных или сходных обозначений. Если знак будет зарегистрирован, значит (в большинстве случаев) Роспатент не нашел подобных проблем и ничьи права Вы не нарушаете. Если же по Вашей заявке Вы получите предварительный отказ, Вы сможете либо оперативно снять товар с продажи, избежав претензий законных правообладателей похожих регистраций, либо договориться с этими правообладателями, например, заключив с ними лицензионный договор. Правильно оформленная лицензия или коммерческая концессия (франшиза) позволит Вам законно пользоваться чужой торговой маркой при условии выплаты вознаграждения.

Как зарегистрировать объемный товарный знак?


Выше было указано, чтобы зарегистрировать любой товарный знак, в том числе, объемный, Вам нужно подать заявку в Роспатент – самостоятельно или через патентное бюро. Также нужно будет несколько раз оплатить пошлины (за каждое юридическое действие ведомства – отдельно).

По поданной заявке сначала проводится формальная экспертиза, которая состоит в проверке комплектности всей заявочной документации и правильности оплаты пошлины. Формальная экспертиза длится ориентировочно несколько недель, после чего, если все в порядке, Вы получаете решение о принятии заявки к рассмотрению.

Затем заявка переходит на стадию экспертизы по существу (около 8-10 месяцев), в рамках которой ведомство проверяет, нет ли абсолютных оснований для отказа в регистрации (т.е. нет ли проблем со знаком, которые вызваны его исходными характеристиками: например, проверяется, есть ли у формы различительная способность, о чем будет сказано ниже) и относительных (т.е. нет ли у какой-либо иной компании или индивидуального предпринимателя ранних тождественных знаков или заявок).

Если экспертиза не находит проблем ни по первой, ни по второй группе оснований, она выносит решение о регистрации. Вам предлагается оплатить пошлину, после чего знак будет зарегистрирован и Вы получите свидетельство.

Если экспертиза проблемы все же обнаружит, она направит Вам сначала предварительный отказ (уведомление о результатах проверки соответствия). Для ответа на него у Вас будет полгода. Если ответ будет направлен, экспертиза может пересмотреть собственные доводы и согласиться с Вами, зарегистрировав знак. Если же Вы не переубедите эксперта, будет вынесен отказ в регистрации (полный или частичный).

Сложности и проблемы регистрации объемных товарных знаков


Не каждая форма товара может быть зарегистрирована в России как товарный знак. Необходимо, чтобы она обладала различительной способностью, то есть, проще говоря, достаточной степенью оригинальности. Трехмерное обозначение, упаковка или внешний вид не должны быть традиционными (как, например, круглая банка для косметического крема). Они также не должны быть единственно возможными (форма гвоздя для гвоздя). Они не должны быть обусловлены только функциями и назначением товара.

Таким образом, Ваше трехмерное обозначение должно быть, по сути, результатом «творческого труда». Это логично и справедливо: в обратном случае, не было бы смысла регистрировать знак только на Ваше имя, поскольку это предполагает исключительность Ваших прав и невозможность закрепления этих прав за кем-либо другим.

Доводы экспертизы об отсутствии различительной способности можно будет также преодолеть, если Вы давно и активно используете Вашу объемную упаковку и готовы предоставить в ведомство внушительный комплект документов, подтверждающих известность Вашего товара и Вас, как производителя, на рынке.

Товарный знак и промышленный образец: что выбрать?


Объемные товарные знаки часто сравнивают с промышленными образцами (которые также защищают внешний вид какого-либо объекта, его дизайн). Тем более это сравнение актуально потому, что в последние несколько лет Роспатент достаточно неохотно регистрирует объемные товарные знаки, ссылаясь на то, что они не обладают различительной способностью. И переубедить ведомство даже с солидным набором документов, подтверждающим использование, становится все труднее.

С промышленным образцом в этом смысле ситуация гораздо проще, «порог» его оригинальности установлен ниже. Но есть дополнительные требования: так, промышленный образец должен быть новым, то есть сведения о нем не должны присутствовать в любых мировых открытых источниках более, чем в течение последнего полугода до подачи заявки. Кроме того, сама заявка на промышленный образец несколько сложнее: требуется более подробное описание, комплект проекций изделия и др.

У промышленного образца есть и иные недостатки: так, он регистрируется для конкретного изделия, и в названии/описании объекта Вам придется указать, что именно он из себя представляет. А в заявке на товарный знак Вы можете обозначить множество совершенно разнообразных позиций (товаров). Главное, чтобы это не вводило потребителя в заблуждение касательно предназначения такого знака.

Помимо всего прочего, охрана промышленного образца является срочной, действует до 25 лет. Его нужно ежегодно поддерживать в силе, а каждые 5 лет – еще и продлевать. Товарный знак достаточно продлять один раз в десять лет, и неограниченное количество раз. То есть он, по сути, может существовать (и быть «закрепленным» за Вами) бесконечно.

Что в этом случае выбрать? Вам необходимо исходить из собственных приоритетов и возможностей. И товарный знак, и промышленный образец обладают собственным набором преимуществ и недостатков. Это касается и регистрации, и объема правовой охраны, и срока действия такой защиты. Конечно, в идеале, мы бы рекомендовали Вам подать две заявки. Наличие в Вашем «портфеле» интеллектуальной собственности двух таких различных, но одновременно дополняющих друг друга объектов, позволит максимально расширить и закрепить Ваши права.

В любом случае, регистрация объемных товарных знаков – очень специфичная процедура. Это признают все специалисты в сфере интеллектуальной собственности. Поэтому, чтобы не потерять в последующем время и деньги в связи с неправильным составлением заявки или некорректным ведением делопроизводства, мы всегда рекомендуем обращаться к проверенным специалистам с большим опытом успешных регистраций. Оставьте нам, пожалуйста, свои контактные данные, и мы с Вами обязательно свяжемся в ближайшее время, чтобы проконсультировать Вас по всем вопросам регистрации объемных товарных знаков в России!

Интересует защита прав на товарный знак?

Римма Слемцева
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»