Можно ли включать в товарный знак государственную символику?

Можно ли включать в товарный знак государственную символику?

Товарные знаки

Положения законодательства


Международными договорами установлены некоторые минимальные требования и запреты на использование государственной символики и официальных наименований, однако каждой стране предоставлено право устанавливать более жесткие правила.

Статья 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой перечислены основания для отказа в регистрации товарного знака, прямо не говорит о государственной символике, но содержит ссылку на статью 1231.1 ГК РФ («Объекты, включающие официальные символы, наименования и отличительные знаки»). В свою очередь, согласно ст. 1231.1, правовая охрана в качестве средства индивидуализации (в том числе, товарного знака) не предоставляется «...объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:

– государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и др.);

– сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;

– официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.

«Включение» или «воспроизведение» подразумевают, что символика полностью повторяется в знаке, без каких-либо искажений. «Имитация» подразумевает сходство (но не тождество), например, использование белого, синего, красного цветов в каком-либо изобразительном элементе вместе со словами «русский», «русская» и т.п. Существуют товарные знаки, в составе которых единственным элементом, сходным с государственным флагом, является цветовое сочетание. И ведомство периодически отказывает в регистрации. Хотя есть исключение: отказ гарантирован только в том случае, если среднестатистический покупатель ассоциирует цвета именно с гос. символикой. Простое сочетание синего, белого и красного без привязки к флагу, государству и т.п. вполне может присутствовать в заявленном обозначении.

Тем не менее, такая цветовая гамма, вместе со словами, указывающими на конкретное государство, может породить у российского потребителя представление о том, что товары и услуги, маркируемые товарным знаком, связаны с государственным учреждением или органами государственной власти, что не соответствует действительности.

Указанные символы, знаки, наименования могут присутствовать в составе товарного знака только в качестве неохраняемого элемента (на который не распространяются исключительные права правообладателя регистрации). При этом ,неохраняемые элементы не должны занимать в товарном знаке доминирующего положения (по площади или по своей смысловой нагрузке).

Но самое главное ,что использование такой символики допустимо только в том случае, если правообладатель получил на это явно выраженное согласие компетентного государственного органа или же международной организации. Такое согласие дает Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

Если такого согласия нет, присутствует так называемое абсолютное основание для отказа в регистрации. Либо экспертиза откажет в регистрации  знака, либо, если эксперт по каким-то причинами упустит этот момент и зарегистрирует знак, его правовая охрана может быть в дальнейшем оспорена как противоречащая положениям действующего законодательства.

Согласие компетентного органа


Получить согласие от Геральдического совета можно только тогда, когда деятельность заявителя по заявке на регистрацию каким-то образом связана с осуществлением государственной власти, ведением политики, выполнением государственных функций и задач. Прежде всего, это актуально для государственных учреждений или же для организаций, которые работают по поручению таких учреждений.

Геральдический совет при Президенте Российской Федерации — совещательный и консультативный орган, образованный в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. Совет проводит собственную экспертизу обозначения и дает заключение о возможности (или, соответственно, невозможности) включения спорных элементов в товарный знак.

Также стоит отметить: чтобы получить разрешение на использование в товарном знаке слов «Россия», «Российская Федерация», необходимо наличие филиалов или представительств в большинстве субъектов Федерации, иметь долю принадлежащего государству уставного капитала, занимать определенную нишу на рынке и/или быть крупным налогоплательщиком и т.п. Необходимо будет приложить подтверждающие документы, включая нотариально заверенные копии учредительных документов, устава, выписки из ЕГРЮЛ, реестра акционеров и т.п.

Включение в товарные знаки государственной символики либо каких-то элементов, имитирующих эту символику, - всегда достаточно рискованно. В этом случае, перед подачей заявки на регистрацию мы всегда рекомендуем обратиться за консультацией к профессионалам – патентным поверенным. Оставьте нам свои контакты, и мы обязательно с Вами свяжемся и ответим на все интересующие Вас вопросы!

Интересует защита прав на товарный знак?

Наталия Наумова
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»