Небрежные названия

Небрежные названия

Товарные знаки

Если у вас больше, чем один продукт или одна услуга – готовьтесь к проблемам. Вам нужно решить, будет ли в том, как вы называете товары, некая структура. У компании General Motors есть подразделение Chevrolet. Chevrolet выпускает автомобили, и у каждого есть свое название (Corvette, Impala, Rezzo). У них принята определенная структура, благодаря которой многое можно понять довольно быстро. В компании GM бренд-менежджерам легко понять, какие шаги нужно предпринять перед тем, как дать название автомобилю. Потребителям подсознательно легко понять иерархию всей этой системы.

Эта структура не является панацеей. Иногда это приводит к внутреннему ступору, который мешает появлению новых вещей. (Помню, как я сидел на долгих собраниях в компании Spinnaker, где я работал бренд-менеджером в 80-х, и доказывал, какого цвета должен быть маленький логотип на конкретном товаре – бирюзовый цвет означает образование, а цвет сиена – семью…)

Альтернатива, при которой вы просто выдумываете названия на ходу, может привести к хаосу. Посмотрите на таблицу эволюции продуктов Apple. Небрежность стоила Apple миллионы долларов судебных издержек и урегулирования споров, не говоря уже о том, что это затрудняло взаимопонимание между командой и инженерами.

Сначала Apple была брендом, который изменил существительное. Apple Computer, Apple II, Apple III. Затем Макинтош был брендом, который был изменен брендом, который изменил существительное. Компьютер Apple Macintosh. Затем компьютер Apple Mac Iifx, и т.д.

Затем Apple стала брендом, который изменил бренд, который не изменил никакого существительного – Apple Newton.

Затем Apple изменила свой собственный под-бренд, добавив букву “i” в начале – Apple iMac. Затем они вернулись к стратегии Newton, но с дополнением – Apple iPod. Дело в том, что “i” в сочетании с Mac изменило что-то, что нам было уже известно (Mac). Но что такое “pod”?

Подождите, все будет еще хуже.

Теперь когда Apple выпустила два успешных “i” продукта к ряду, им вскружило голову, и они попытались присвоить себе одну из 26 букв алфавита. Что делать нельзя. И вот iHome выпускается не Apple, а iLife – продукт Apple. Чем больше Apple будет вкладывать в “i”, тем больше они будут терять, потому что остальные могут воспользоваться этой приставкой бесплатно, а люди будут в замешательстве.

Apple совершила точно такую же ошибку с Powerbook (третьим под-брендом: Apple, Macintosh и ноутбук Powerbook). Им нужно было отбросить слово “Power”, когда они перешли от процессоров PowerPC на процессоры Intel. Бренд стоимостью в миллиарды – в мусорную корзину.

Apple пришлось заплатить миллион долларов за домен iphone.com, потому что годы тому назад менеджеры не предвидели появления такого продукта. То же самое с телефоном от Sisco. Они даже заплатили миллион долларов за разрешение использовать слово “classic” для одного из Маков годы тому назад. Я уже упоминал про передряги с подкастингом?

Когда появится новая, более интегрированная версия iPhone, как они ее назовут? Думаю, что все ждут, что больше понравится Стиву.

Совершенно правильным будет утверждать, что структура наименований не заменит собой удивительные продукты, о которых людям хочется поговорить. Но если вы собираетесь платить всем этим юристам и маркетологам за разработку наименований, им скорее захочется вести, чем быть ведомыми.

Названия брендов – это не просто бренды, не в далекой перспективе. Но они являются ценными ориентирами для потребителей, а также активами, которыми вы владеете.

Автор: Сет Годин

Интересует защита интеллектуальной собственности?

Евгения Левина
Похожие статьи
  • Товарные знаки
    Регистрации товарного знака: преимущества, обязанности, риски

    Для любого современного обывателя стало привычным изобилие различных магазинов, начиная с продуктовых и заканчивая ювелирными. Но не все знают, что практически за каждой вывеской кроется товарный знак.

  • Товарные знаки
    Как разработчику защитить авторское право на ПО

    Юристы знают, как защитить авторские права при написании книги, картины, создании фотографий или видеоконтента. Доказать авторство можно с помощью исходника, холста, рукописи. Но как быть, если вы являетесь разработчиком ПО или базы данных? Ведь в этом случае могут возникнуть сомнения, кому принадлежат права на программу, как передать их другому лицу. И самый главный вопрос - как обеспечить защиту собственных прав, предотвратить незаконное использование и копирование объектов интеллектуальной собственности.

  • Товарные знаки
    Виды товарных знаков

    Ежегодно в России подается около пятидесяти тысяч заявок на регистрацию различных видов и типов товарных знаков. Их количество в нашей стране уже почти перешагнуло за отметку в полмиллиона. Выделить свой товар или услугу на рынке, а именно для этого и разрабатываются товарные знаки, можно по-разному. Какие же виды обозначений сегодня существуют и насколько сложно найти действительно оригинальное название для своей продукции?

  • Товарные знаки
    Регистрация логотипа в РФ — как запатентовать логотип и название в Роспатенте и сколько стоит патентование бренда в Москве

    Одна компания из Иркутска производила и продавала безалкогольные напитки под запатентованным брендом. Через некоторое время другая фирма под Краснодаром наладила производство и продажу безалкогольных напитков с таким же названием.


  • Товарные знаки
    Что такое реестр отечественного ПО?

    Импортозамещение – ключевой термин текущей (громкое слово, зажмите уши) исторической эпохи в России. Мы заменяем иностранные лекарства, иностранное зерно и – иностранное программное обеспечение.

  • Товарные знаки
    Создание охраноспособного товарного знака

    Товарные знаки стали важным аспектом современного бизнеса, средством выделения товаров, услуг. Узнаваемое обозначение делает товар узнаваемой у потребителей, облегчает выбор.

  • Товарные знаки
    Что такое предупредительная маркировка?

    Стали владельцем зарегистрированного товарного знака и хотите, чтобы об этом знали Ваши конкуренты и покупатели товара? В этом случае Вы можете использовать предупредительную маркировку или иными словами «знак охраны товарного знака».

  • Товарные знаки
    Регистрация аббревиатуры в качестве товарного знака

    Многие компании и предприниматели, выбирая обозначение для регистрации в качестве товарного знака, задумываются о получении правовой охраны для аббревиатуры – то есть сокращенного наименования, как правило, состоящего из первых букв слов в названии компании.

Вернуться в раздел «Товарные знаки»