Главная - Статьи - Товарные знаки - Ошибки, которых можно избежать, или абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

Результаты нашей деятельности в
2016 году:

  • 1223

    Компаний и предпринимателей воспользовались нашими услугами

  • 892

    Заявки поданы на регистрацию товарного знака

  • 185

    Судебных дела по интеллектуальной собственности

  • 95

    Заявок подано на получение патентов на изобретения, полезные модели, промобразцы

  • 70

    Заявок подано на регистрацию программ для ЭВМ и БД




Рейтинги:

Рейтинг IAM Patent 1000

Рейтинг юридических компаний Право 300

Рейтинг Chambers Europe

Рейтинг IP STARS

Рейтинг Leaders League

Рейтинг Коммерсант - Ведущие юристы



Мы - участники портала "Поставщик Правительства Москвы"

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков



Ошибки, которых можно избежать, или абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака

Исключительные права, а значит и монополию на торговую марку (логотип, слоган, иное обозначение) можно приобрести только после регистрации в качестве товарного знака. Однако далеко не любое обозначение может стать товарным знаком.

Почему один логотип можно зарегистрировать и тем самым защитить права его владельца, а другой нет?

Существует много оснований для отказа в регистрации, причем значительная их часть может быть устранена еще при разработке знака. Речь в данном случае идет об абсолютных основаниях для отказа в регистрации.

Зная эти «отказные основания» дизайнеры и специалисты по неймингу могут создать сильную торговую марку и, благодаря этому, получить дополнительную лояльность и признательность со стороны своих клиентов. Не всегда бывает просто увидеть абсолютные основания, в этом случае может помочь консультация опытного патентного поверенного.

Что такое абсолютные основания?

Абсолютные основания касаются содержания обозначения и его внешнего вида. Наличие абсолютных оснований ставит под сомнение главную задачу товарного знака – выделить, индивидуализировать продукт среди общего многообразия однородных товаров и услуг.

Перечислим, какие обозначения не имеют шансов на регистрацию в качестве товарного знака, по абсолютным основаниям.

1. Обозначения, не обладающие различительной способностью (п. 1 ст. 1483 ГК РФ):

  • отдельные буквы без оригинального графического исполнения, которые не имеют словесного характера или не воспринимаются как слово

 

 «А», «ZXR»

 

  • цифры и числа также без оригинального графического исполнения

 

0, 1, 56, 809

  • простые линии и геометрические фигуры, и их сочетание

1

  • реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые для обозначения этих товаров

Например, в данном знаке    изображение рожка мороженного не охраняется, соответственно, в своих торговых марках этот рожок смогут использовать и другие предприниматели.

  • простые указания товаров или услуг (регистрация в данном случае не состоится, поскольку другие лица должны иметь возможность использовать эти обозначения в своей деятельности)

Так, в товарном знаке  монополия на слово «семечки» не предоставлена.

  • общепринятые сокращения и аббревиатуры

Например, «ООО», «ЧОП», «ВУЗ» и т.п.


2. Обозначения, состоящие исключительно из элементов, которые (п. 1 ст. 1483 ГК РФ):

  • вошли во всеобщее употребление для товаров определенного вида

Примеры таких обозначений: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум.
Сложно поверить, но все вышеуказанные обозначения когда-то были охраняемыми товарными знаками.

  • являются общепринятыми символами и терминами

(в данном случае речь идет о символах и терминах, характерных для определенной сферы при регистрации для товаров и услуг именно в этой сфере)

Например, слово «ФАРМА» является общепринятым термином в области фармацевтики, в связи с чем, монополию на него для фармацевтических и медицинских товаров (и соответствующих услуг) получить нельзя.
Примеры товарных знаков, включающих слово «ФАРМА» и принадлежащих разным лицам:
         

  • характеризуют товары, в том числе указывают на: вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место и способ их производства или сбыта.

 

Например:

  • ВИД (простые наименования товаров): молоко, шоколад, масло и т.п.

 

  • КАЧЕСТВО (указание качественных характеристик товаров, в том числе носящих хвалебный характер):

лучший, натуральные, и т.п.

  • КОЛИЧЕСТВО (указания веса, объема, цены товаров, даты производства товаров): 1 литр, 200 гр.

 

  • СВОЙСТВА (в том числе, указание материала или состава сырья): говядина, творожный, молочный, 100% cotton и т.п.
  • НАЗНАЧЕНИЕ (указание на назначения товара):

только для женщин, для мальчиков.

  •  ВРЕМЯ, МЕСТО И СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИЛИ СБЫТА: сделано вручную, оптом.
  • представляют собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров

Например, форма бутылки, упаковки товара:
    


Обратите внимание: если все перечисленные неохраняемые элементы занимают в обозначении доминирующее положение, то Роспатент в регистрации ОТКАЖЕТ. Регистрация возможна, если данные элементы не занимают в знаке главенствующего (доминирующего) положения (как правило, не более 30 %). В этом случае они могут быть включены в товарный знак без предоставления им самостоятельной правовой охраны, а значит и монополии на них.

В нижеприведенных знаках словесным элементам «ООО», «ЧОП», «Молоко октябрьское», «Лучший отдых», «1 л, настоящий литр», «Только для женщин» самостоятельная правовая охрана также не предоставлена. Но, благодаря тому, что эти элементы не доминируют в знаках, регистрация знака в целом стала возможной.

                

Исключения

Регистрация обозначения, состоящего только из неохраняемых элементов возможна в следующих случаях:

- это обозначение стало хорошо известно потребителям в результате его использования еще до подачи заявки в Роспатент (т.е. приобрело различительную способность).

Так, патентные поверенные нашей компании смогли доказать приобретение различительной способности для словесных элементов следующего товарного знака:

- указанные элементы образуют комбинацию, которая в целом является оригинальной и обладает различительной способностью.


Маленькие хитрости

Можно ли обойти абсолютные основания для отказа в регистрации? Сложно, но можно.

Вот пример из практики нашей компании. Клиент обратился по вопросу регистрации обозначения ВСЕСВЕТОДИОДЫ, в том числе, для товаров, связанных с осветительным оборудованием. Риск отказа по абсолютным основаниям был очень велик, поскольку обозначение указывает на вид продукции. Патентные поверенные нашей компании рекомендовали использовать сочетание букв кириллического и латинского алфавита, что придало обозначению фантазийный характер.

В итоге наш клиент стал счастливым владельцем товарного знака:

Любое ли обозначение (логотип, слоган) стоит регистрировать как товарный знак? Безусловно, нет. Не всегда перед предпринимателями и дизайнерами стоит эта задача.

Однако стоит помнить, что получение монополии на обозначение, уже используемое или разрабатываемое, не только надежно защитит бизнес, но и поможет компании получить дополнительную прибыль (через заключение лицензионного договора, предоставление франшизы).

Об остальных абсолютных основаниях для отказа в регистрации товарного знака мы расскажем в нашем следующем материале.

Автор: Галина Соколова, патентный поверенный №1460 компании PATENTUS


Проконсультироваться

Обратный звонок

Введите контактный номер телефона и наш специалист с Вами свяжется






Возникли вопросы? Спросите нас!

Мы ответим Вам в течение 3 часов








Задать вопрос

Мы ответим Вам в течение 3 часов









Заказать бесплатную консультацию








Получить предложение







Заявка на экспресс проверку








Заказ на регистрацию ТЗ

Контактное лицо:

Email:

Телефон:

Специалист, который Вас консультировал:



Отправить заказ

Закажите бесплатную оценку
товарного знака на возможность регистрации:





Прикрепить изображение (jpg, gif, png) Заказать
Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Согласие на обработку персональных данных

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я даю своё согласие Обществу с ограниченной ответственностью «ПАТЕНТУС» (далее - ООО «ПАТЕНТУС»), место нахождения: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 10, стр. 2) на обработку, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, распространение, передачу, обезличивание, блокирование и удаление моих персональных данных, совершаемую c использованием средств автоматизации или без них.

Данное согласие действует с момента отправки заявки до момента получения ООО «ПАТЕНТУС» письменного заявления об отзыве настоящего согласия на обработку персональных данных.

Оставляя свои данные в отправляемой мной заявке и предоставляя дополнительные данные и документы по телефону, факсу или электронной почте, я подтверждаю и признаю, что я прочитал изложенное соглашение, и даю своё безусловное согласие без оговорок и ограничений.

Осведомлён, что настоящее согласие может быть отозвано мной при отправке в ООО «ПАТЕНТУС» письменного заявления.